Международные железнодорожные перевозки регулируются соответствующими договорами, среди которых особую роль занимает Конвенция о международных железнодорожных перевозках(КОТИФ), 1980 года издания. Данное соглашение основывалось на действующей с 1890 года Бернской конвенции о международных перевозках по железной дороге, которая связывала девять стран, в том числе и Россию.
Современное КОТИФ содержит два приложения. Первое приложение называется Едиными Правилами МПК и содержит основные правила перевозки пассажиров. Второе посвящено железнодорожным перевозкам грузов и названо Едиными правилами МГК. На сегодняшний день КОТИФ признана к исполнению 43 странами мира (участники ЕС, некоторые страны Азии и Африки). 17 июля 2009 года Россия также присоединилась к соглашению, что позволило использовать единую перевозную накладную ЦИМ в железнодорожном сообщении.
При этом Россия внесла ряд поправок в исполнение правовых норм КОТИФ, согласно которым единая накладная котируется только на определенных железнодорожных российских линиях.
Соглашение о международной перевозке грузов
Транспортировка грузов должна проводиться по накладной, составленной на языке страны-отправителя, и на дополнительном языке – российском или китайском. Оба дополнительных языка признаны рабочими в Организации сотрудничества железных дорог(ОСЖД), основанной еще при советском режиме.
1 ноября 1951 года вступило в силу международное соглашение, объединившее 24 страны. Данным соглашением установлены сроки доставки малой скоростью – до 150 км/сутки и большой – до 200 км/сутки.
Согласно правилам, перевозчик, несет ответственность за принятый груз на всем пути следования, отвечает за просрочку поставки, порчу и потерю качества товара в результате несоблюдения условий хранения. Правилами перевозки грузов и КОТИФ предусмотрено взыскание штрафов за утрату груза и несохранность.
При утрате товара, перевозчик возмещает стоимость груза совместно с затратами заказчика на перевозку. Грузоотправитель также может потребовать оплату в двойном тарифе от проездной стоимости при нанесении убытков во время транспортировки. В случае несохранности груза, возмещение начисляется по рыночной стоимости за килограмм веса испорченного товара.
Перевозчик не несет ответственности за несохранность груза, если имеются грубые нарушения со стороны грузоотправителя: недостатки предъявленной тары, результат неаккуратной погрузки выгрузки заказчиком, некорректная информация в накладной, естественные свойства товара.
СМГС установила специальные сроки для предъявления претензий и сроки для ответа отвечающей стороны.